За оградой предприятия.
Несмотря на то, что возрождение этого храма идет уже несколько лет, думаю, немногие знают, где он находится. Поделюсь тем, как сам искал его впервые по ориентирам друзей. Это на территории Военного городка. Адрес - улица Красноармейская, 36. За высокой оградой с синими воротами расположена жилищно-коммунальная служба Минобороны. Заходишь на ее территорию - и в глубине хозяйственного двора видишь прямоугольное одноэтажное здание из красного кирпича.
Если бы не появившийся недавно куполок на крыше, не сразу догадаешься, что это храм, ведь вся его верхняя часть, начиная со сводчатого потолка и выше, уничтожена. В стенах были проделаны ворота, которые сейчас заложены кирпичом. В советское время здание использовалось под гараж, электролабораторию, а в алтарной части располагалась комната отдыха работников.
К храму примыкало воинское кладбище. Теперь оно где-то под асфальтом...
Строили нижние чины.
А ведь этот храм возводили в начале XX века владимирские солдаты и офицеры в память о погибших товарищах.
Близ существовавшего здесь ранее лютеранского кладбища с конца 1880-х годов хоронили военных, которые служили в 9-м Сибирском и 10-м Малороссийском гренадерских полках.
Это место во Владимире называлось Вокзальной рощей - была такая зеленая зона между Ямской и Солдатской слободами.
При кладбище сперва устроили часовню. А в 1911 году командир 10-го Малороссийского полка обратился в городскую Думу с просьбой о выделении земли под постройку нового здания полковой церкви на военном кладбище в Солдатской слободе. В 1913 году строительное отделение губернского правления по ходатайству командира и священника полка утвердило проект.
Храм строился силами нижних чинов - рядовых гренадерских полков. Он был закончен и освящен накануне Первой мировой войны, летом 1914 года.
- Получается, что храм, построенный на воинском кладбище перед началом войны, стал словно предвестием тяжелых испытаний. «Нижние чины» - то есть рядовые солдаты - и офицеры словно почувствовали, как необходим этот храм нашим полкам для духовной поддержки, - поражается совпадению событий 110-летней давности участник инициативной группы по возрождению храма, заместитель генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Александр Капусткин .
Казармы 10-го Малороссийского полка, который инициировал и взял на себя постройку церкви, были ближе к центру города, в Манежном тупике. А воинское кладбище и храм появились близ казарм 9-го Сибирского полка. Но здесь молились и находили последний приют воины обеих частей. Погребали у храма и погибших во время Первой мировой войны.
По документам известно, что наблюдение за строительством воинской кладбищенской церкви было поручено известному владимирскому архитектору Якову Ревякину, который построил здание городской Думы (ныне - областной Дом Дружбы), Народного дома (ныне - театр кукол) и другие здания, украсившие город.
Храм возведен из лицевого кирпича без наложения штукатурки. После революции закрыт и употреблен на хозяйственные нужды. А существовавшие вокруг него воинское и братское кладбища в конце 20-х годов сровняли с землей.
Всё, что напоминает сегодня о кладбище - остатки двух гражданских памятников, найденных поблизости. Они выставлены у входа в храм: один с посвящением по-немецки - от детского лютеранского захоронения, другой - с могилы православного батюшки...
Первому настоятелю храма, священнику 10-го Малороссийского полка, было суждено пройти поистине героический и трагический земной путь. Отец Алексей Лепорский ушел на фронт Первой мировой в 1914 году в качестве полкового священника. В 1915 году был удостоен редкой награды - золотого наперсного креста на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества. После революции отец Алексей служил в Муроме. А в 1937 году был безвинно осужден и расстрелян. В 1956 году реабилитирован.
Возрождение.
Здание храма Успения Божией Матери в 2016 году было возвращено Министерством обороны Владимирской епархии. С благословения митрополита Тихона началась работа по его возрождению. На средства верующих выполнен посильный ремонт. В четверике идут службы.
Сначала храм был приписным к расположенному недалеко Сретенскому храму и восстанавливался под его покровительством. Но с 2023 года здесь зарегистрирован самостоятельный приход. И с весны этого года возобновилась литургия.
В наши дни настоятелем храма стал потомственный священник иерей Михаил Егоровский.
Отец Михаил тоже побывал в зоне боевых действий - добровольно служил санитаром на СВО. Вот такая традиция у священников «солдатского» храма!
Самая смелая мечта инициативной группы - восстановить первоначальный облик храма на воинском кладбище.
И тут есть проблема не только материальная. Удивительно, но сегодня точно не известно, как выглядел храм изначально. Не сохранилось ни чертежей, ни рисунков, ни фотографий! Во всяком случае, пока их не нашли.
- Единственное, что мы знаем о внешности этого храма, известно не благодаря фотографиям, а по письмам: батюшка спорил с городской властью о том, какими должны быть купол и крыша на храме. То есть сохранились только словесные описания, - рассказывает отец Михаил .
Как же восстанавливать храм?
Александр Капусткин рассказал о таком решении:
- Мы с отцом Михаилом провели переговоры с Институтом архитектуры при ВлГУ. И условились, что при помощи преподавателей и студентов попытаемся на основе архивных документов, типовых проектов храмов того времени представить, как наш храм мог выглядеть. Необходима, как сейчас модно говорить, визуализированная цель, образ храма - к чему стремиться.
А как быть с восстановлением исторического иконостаса? И здесь есть вариант!
К счастью, сохранилась ценная фотография, зафиксировавшая иконостас, который был в домовой церкви 10-го Малороссийского полка, при его казармах.
- По легенде этот иконостас был создан еще в XVIII веке. Благодаря современной технике и увеличению удалось рассмотреть, что это были не обычные иконы. Над каждой был написан один из орденов Российской Империи, а под ним - святой покровитель ордена. Например, над иконой святой Екатерины - орден святой Екатерины. Рядом - святой Андрей Первозванный и над ним соответствующий орден. И так далее. Причем иконы были написаны не на досках, а на холсте. У нас есть мечта, чтобы в этом возрождающемся храме появился иконостас как реконструкция исторического, полкового, орденского иконостаса, перед которым молились солдаты, - поделился Александр Капусткин.
Нужны еще исследования, но уже идет поиск художников-иконописцев, способных создать иконы для обновленного храма.
Еще одна мечта - чтобы у храма была и своя прилегающая территория. Чтобы ее можно было благоустроить, установить памятный знак о былом воинском кладбище.
Сегодня в храме на стене помещен список имен похороненных здесь воинов, которые удалось установить. На сегодняшний день известно более 160 имен.
Возрождение храма и восполнение пробелов в нашей памяти о духовных традициях российского воинства продолжается.
Автор: Александр Известков