2022 год официально объявлен Годом культурного наследия народов России. Во Владимирской области есть самобытный фольклорный ансамбль «Владимирские рожечники» областного Центра народного творчества. Его музыка внесена в Единый реестр объектов нематериального культурного наследия региона. О том, с чего всё начиналось и как заинтересовать молодёжь народными инструментами, мы узнали у художественного руководителя ансамбля, заслуженного работника культуры РФ, лауреата Премии Правительства РФ «Душа России» Александра Лебедева.
- Расскажите про ваше знакомство с владимирским рожком. Как удалось собрать музыкантов и организовать такой уникальный по своему звучанию ансамбль?
- С владимирским рожком столкнулся в годы учёбы во Владимирском музыкальном училище (ныне Владимирский областной музыкальный колледж – прим. авт. ) на отделении народного хорового пения. Там есть такой предмет «народный инструмент» (я его сейчас преподаю), где студенты по желанию могут выбрать народный инструмент (балалайку, гусли, рожок, жалейку, баян, гармонь) для обучения игре на нем. Я выбрал рожок, знаете, почему? Потому что это, как мне тогда объяснили, — самый сложный инструмент. И что очень важно, он наш, владимирский! Потихоньку научился на нем играть. Потом в училище появился самодеятельный ансамбль рожечников, где я продолжал играть во время учёбы и после неё.
После окончания университета (ныне Московский государственный институт культуры – прим. авт. ) директор колледжа предложил мне на отделении народного хора организовать ансамбль рожечников ВОМК (Владимирского областного музыкального колледжа). Я согласился, скрепя сердце, опасался, что ничего не получится. Потихонечку стал преподавать народные инструменты. Начинать всегда не просто. Тем более важно привить любовь к этому непростому, но самому русскому инструменту. Было всё: и успехи, и разочарования, но коллектив есть, живёт и работает! Со временем он получил звание народного коллектива, стал лауреатом международных и всероссийских конкурсов. Потом меня пригласили руководить ансамблем «Владимирские рожечники» областного Центра народного творчества. Многие бывшие мои студенты становятся артистами этого коллектива. Есть студенты, которые работают в самых известных, ведущих музыкальных коллективах страны.
Ансамбль «Владимирские рожечники»
- Выбор репертуара — он строится на ваших предпочтениях или на краеведческих материалах?
- С репертуаром всё не просто! Как вы заметили, мы играем народную музыку, незнакомую многим людям. Этим мы и отличаемся от наших коллег по цеху. Много коллективов играют один и тот же популярный, «заезженный» репертуар. Появилось немало казачьих коллективов с такой же проблемой! Зато это самый простой и легкий способ понравиться публике, заработать денег и дешёвую популярность, за которой часто ничего не стоит. У нас по-другому. Много фольклорного материала есть в сборниках, экспедиционных записях, который нигде не использовался, потому что он не очень яркий, никем ещё не делался для сценического исполнения. Вот тут мы и находим будущий репертуар для нашего коллектива. Ведь взять и исполнить чей-то репертуар гораздо проще, чем сделать что-то новое самим. Нет ничего проще взять и спеть «Ой, мороз, мороз» или «Когда мы были на войне», а если еще и шашкой покрутить — то вообще, полный шик! По мне это дёшево и не интересно. Тут не видно интеллекта, а хочется его ощущать. И, конечно, нельзя забывать прославленные коллективы, игравщие до нас. Мы, я считаю, просто обязаны играть и знать их репертуар. Только важно подать этот репертуар уже в современном, обработанном виде, понятном современному слушателю. Ведь у прославленных коллективов, ансамблей Н. В. Кондратьева, П. Г. Пахарева, А. В. Сулимова, из музыкальных инструментов были одни владимирские рожки, на которых они играли русские народные песни.
Владимирский рожок
А у нас есть гармонь, баян, балалайка, гусли, мы поем, т. е. это надо грамотно всё придумать, собрать и исполнить.
Хор владимирских рожечников Н. В. Кондратьева, 1896 г.
Хор рожечников П. Г. Пахарева, 1900-е гг.
Хор рожечников А. В. Сулимова, 1940-е гг.
В большей степени в наш репертуар попадают песни Владимирской области: плясовые, лирические, хороводные, но это не значит, что к нам не могут попасть песни Рязанской, Смоленской, Саратовской, Ленинградской областей. Очень много в репертуаре общерусских песен. Это те песни, которые были распространены раньше по всей России, так как коллективы, которые были до нас, много ездили, играли по стране и часто вводили их в свой репертуар и привозили его к нам из других областей. Так, например, попала к нам песня из Питера «Как на матушке, на Неве-реке». Бывает, что приходится что-то подсочинить самим в этом же стиле, аккуратно, чтобы не «разломать», не испортить саму песню. И, конечно, самое главное, это должна быть красивая, русская музыка, исполненная на высоком исполнительском уровне! Рожки должны звучать по-рожечному, стройно, мягко, как голос и скрипка. Кстати, на современном гербе Камешковского района Владимирской области, малой родины владимирских рожечников, изображён пастушеский рожок. А «Владимирский рожок» и «Владимирские рожечники» как особые понятия включены в энциклопедические словари.
Мне кажется, что у нас, у Русских, звук рожка затрагивает нашу историческую, генетическую память, проникает в глубину души и задевает там наши загрубевшие, заржавевшие нравственные струны.
- Что Вы хотите донести до зрителей своими выступлениями?
- Основная задача наших выступлений… Я хочу, чтобы мы, русские, ну хоть чуточку знали нашу историю, обычаи, и главное — гордились своей культурой! Она огромна и многогранна. И наши предки были очень интересными, знающими и грамотными людьми по своей сути. Мы гордимся своими белокаменными Владимиро-Суздальскими храмами, которые уже почти тысячу лет нас радуют своим величием и красотой, гордимся, что это была столица Русского государства. Гордимся своим самым русским музыкальным инструментом, который придумали наши владимирские крестьяне-пастухи, который был их орудием труда и веселил нас и тешил много веков подряд.
Ансамбль «Владимирские рожечники»
- Каким образом заинтересовать молодёжь фольклором?
- С молодежью всё не просто. Что удивляет: кто попадает на наши выступления, то обычно не уходит равнодушным, т. е. не всё потеряно. Хотя в целом наше направление, исполнение русской народной музыки у нас в стране у молодежи пока не очень популярно. Больше народа увлекается, я вижу, кельтской музыкой, шотландской игрой на волынке (кстати, у нас была своя русская волынка, также как и русская семиструнная гитара). Моё мнение на этот счёт такое: прежде, чем учить что-то заморское, научитесь чему-нибудь своему, будьте умнее!
- У Вас очень красивые оригинальные костюмы на выступлениях !..
- Костюмы шьём на заказ. Есть грамотные, знающие русский костюм художники- дизайнеры, портные, швеи, кто в этом нам помогает. В магазине такой костюм не купить.
- Ваши пожелания читателям и планы на наступающий 2022 год?
- В новом году хотим больше выступать, ездить с концертами, встречаться со зрителями, конечно. Нужно записать как можно больше фонограммного материала. Хочется всем нам пожелать спокойствия, мудрости и терпения, и чтобы удача нас не покидала никогда! А для этого у нас всё есть!
Беседовала Елена Керженцева
Фото с сайта https://rozhok33.ru