Возможно, я бы не свела воедино две темы – цыганские дети и предстоящий 5 октября День учителя, если бы в понедельник 3 сентября, когда во многих школах шли линейки, посвященные началу учебного года, в автобус не влетела целая ватага красиво одетых школьников в сопровождении мамочек. По смоляным волосам детей, по длинным юбкам женщин, их платкам с люрексом нетрудно было догадаться, что вошли цыгане, и едут они домой после праздника первоклассников.
А дальше в автобусе разыгралась очень показательная сценка. Молодая цыганка передала деньги водителю, заплатив только за троих взрослых. Он потребовал плату еще за двенадцать детей, а мама, как водится, «включила» полное незнание русского языка. Трудно сказать, как долго бы мы еще стояли на остановке, если бы опытный водитель не произнес «магическое» обещание: «Не заплатите – после смены заеду в табор к вашему барону, пусть он мне объяснит, почему я вас должен возить бесплатно». После этого три женщины стали быстро-быстро собирать мелочь по карманам, деньги нашлись и у девчонок постарше из числа учениц. Но… все равно не хватило. Тогда в счет оплаты за проезд самые маленькие цыганята-первоклашки стали петь и плясать для дяди-водителя, чтобы только он не сердился и не ходил к барону. Так под «эх, Дану-Данай …» мы и доехали до расположения табора. Смеялись все – и пассажиры, и водитель, и мамочки-цыганки. Конфликт был исчерпан столь оригинальным способом.
Я не раз бывала в цыганских таборах, общалась с баронами на разные темы, в том числе и на тему обучения детей, мне понятен уклад жизни табора, как общины, но я никогда не была на уроках в цыганских классах, а что такие классы в Александровском районе есть, знала. Пора было ликвидировать пробел, начинать надо было с общей картины, и сначала я встретилась с начальником управления образования администрации района Сергеевой Ириной Константиновной (на снимке) .
- Ирина Константиновна, сколько цыган учится в школах нашего района и как давно наши школы принимают детей «цыганского населения»?
- Давайте начнем с общих цифр – в районе 22 школы и в этом году за парты сели 11786 учащихся. В этих школах обучаются 127 цыган в возрасте от 7 до 17 лет, еще примерно сто маленьких цыган на воспитании в семьях, по сложившейся традиции в детские сады цыгане детей не отдают. Учатся цыгане в двух городских школах и нескольких поселковых. Там, где ребятишек много, мы создаем отдельные цыганские классы.
- Почему вы идете по пути создания отдельных цыганских классов?
- Этому нас научила жизнь. Первые цыгане массово появились у нас в районе в 2009 году. Они мигрировали из Ивановской области, обосновались в деревнях Иваньково и Елькино. И честно говоря, мы поначалу даже растерялись. Нам сообщают, что в домах-времянках есть много детей школьного возраста, которые не учатся. Мы поехали туда, увидели полнейшую антисанитарию, стали вести переговоры, что детей надо отмыть, им надо учиться. Правда, эти таборы так и укочевали с территории района, но года через два появились другие. Вот эти уже осели, построили свои поселки, сегодня цыгане массово живут в Темкино, в Каринском, в Арсаках, Балакирево, Иваново-Соболево. В последнем названном мной населенном пункте соседствуют сразу два табора. Детей у них много, поначалу мы их принимали в обычные классы. Но дело в том, что по большей части приходят дети, совершенно не умеющие говорить на русском языке, дети разновозрастные, в первый класс может прийти и семилетка, и тот, кому уже девять лет. Это требует особого подхода, особого обучения, и родители русских детей стали роптать, беспокоясь, что совместное обучение с цыганами не позволит их детям быстро осваивать программу. Мы решили создавать отдельные цыганские классы на стадии начальной школы. Сегодня такой класс в 20 человек есть в средней общеобразовательной Андреевской школе, 37 детей учатся в школе поселка Балакирево, а там, где пять-шесть цыган в параллели, то, конечно, мы их определяем в общий класс.
- Вы сказали, что это особые дети, в чем их особенности, с какими проблемами сталкиваются учителя?
- Цыгане не готовят детей к школе в общем понимании – не учат даже говорить по-русски. Вся подготовка сводится к покупке одежды, ранцев, школьных принадлежностей. И здесь надо отметить, что сегодня все, даже не очень обеспеченные цыганские семьи, экипируют своих детей хорошо. Дети активные, подвижные, их трудно научить даже сидеть, поднимать руку. С большим трудом приучили рано поднимать детей, чтобы они успевали к первому уроку. В таборах принято поздно ложиться и поздно вставать. До сих пор боремся за посещаемость, много прогулов без уважительных причин. Вот сейчас осень – время свадеб, а они у цыган длятся три дня, и все это время дети не учатся. Я на телефоне с баронами всех таборов, директора школ тоже, возвращаем детей за парты.
- Бароны понимают ваши требования?
- Приходится убеждать, потому что барон просто обязан отстаивать интересы своего населения, даже в мелочах, но мы «гнем свою линию» и многое получается. Сначала некоторые бароны хотели, чтобы дети учились непосредственно в таборе. И у нас был такой класс в поселке Светлый. Учились в вагончике, учительница начальных классов ездила туда. Но это крайне неудобно, условий никаких. Убедили, что детей лучше учить в обычной школе, где у них будет и спортзал, и питание. Решаем с баронами проблему подвоза детей. Где есть возможность, там детей подвозят на школьном автобусе, где-то это особый рейс автобуса «межгород». Я говорила, что в Иваново-Соболево два табора, поначалу спорили, к какому из них ближе остановка автобуса, просили останавливать автобус в двух местах, но мы убедили, что по ПДД невозможно останавливать автобус там, где просит барон. Детей к автобусу ведут родители, встречают из школы тоже – так мы решаем проблему безопасности. Если у родителей нет возможности собрать ребенка в школу, ведь в таборе есть и очень обеспеченные семьи, и совсем необеспеченные, то барон решит и этот вопрос.
- Как цыгане относятся к учебе детей? Стремятся дать среднее, высшее образование?
- До 9 класса доходят единицы детей. У цыган нет культа образования, они считают, что научился писать, считать, говорить – уже хорошо. Ведь поголовно матери нынешних учеников безграмотные. Много детей выбывает из-за ранних браков, особенно девчонки. А поскольку на своих из табора цыгане не женятся, ведь там практически все связаны родством, то невесты уезжают в другие таборы. И сделать ничего невозможно, все хором твердят о традициях. А жаль, потому что цыгане обучаемые, активные, везде стремятся участвовать – поют, стихи читают, пляшут.
- Что посоветуете всем, кто решает вопросы образования цыган?
- Садиться за стол переговоров, идти на разумный компромисс, но четко определять позицию – дети должны учиться. Если такую работу не проводить, то детей и в начальную школу не приведут. И не надо бояться цыганских детей. Сегодня образовательные стандарты позволяют выстроить индивидуальный маршрут обучения ребенка. Конечно, надо стараться подобрать учителя, способного работать с инофонами. (прим. автора – здесь слово инофон употреблено в значении – дети, для которых русский язык не родной).
Попасть в школу с цыганским классом мне не составило ни малейшего труда. Уже через день меня радушно встречали в СОШ №30 поселка Андреевское, где цыгане отдельным классом учатся пятый год. Еще шесть ребят в прошлом году пришли в первый класс. Сельская общеобразовательная школа в числе передовых в районе и Владимирской области, недавно стала победителем нацпроекта «Образования», получив за инновационное обучение грант в полмиллиона рублей. Условия для получения образования здесь отличные, и по словам директора школы Татьяны Ивановны Гордеевой (на снимке) , цыганские семьи деревни Иваново-Соболево это прекрасно понимают. Школьный автобус с экспедитором забирает детей из таборов по утрам, днем привозит домой, есть школьная столовая, за плату родителей дети получают горячее питание.
Татьяна Ивановна ведет меня знакомить с 5 «б» классом , в котором на сегодняшний день 19 учеников в возрасте от 10 до 15 лет и с их «классной мамой» — Светланой Андреевной Морозовой , взявшей ребят в первом классе. Два образования позволяют ей вести русский язык и музыку. А ребята встречают меня при полном параде. Все девчонки в ажурных белых фартуках, мальчики в ослепительных белых рубашках, в костюмах, галстуки и бабочки тоже при них.
- Я сказала родителям детей, что завтра будет журналист, они решили всех одеть красиво, потому что для них это событие , — поясняет, улыбаясь, учитель. И я ее прекрасно понимаю, поскольку знаю, как любят фотографироваться цыгане. Во время урока я делаю массу фотографий, еще больше снимков мне показывают на перемене из летописи жизни класса, где отмечены все поездки, конкурсы, победы воспитанников Светланы Андреевны .
Методик, федеральных программ для обучения цыган нет. Для этой категории детей не разработаны даже отдельные стандарты обучения русскому языку. Русский язык с ними учат как родной, а не первый иностранный. А ведь дети, я писала выше, совсем не умеют говорить по-русски в свои семь лет. Представьте на секундочку, что к вам в класс привели двадцать детей, которые не знают языка, а их надо учить писать, считать, стихи учить. И мамы объясняются с вами больше жестами. За голову можно схватиться – карандаш и ручку держать не умеют, память нетренированная, родителям объяснить, что надо прописи купить за полторы тысячи рублей, невозможно. Светлана Морозова стала их учить русскому языку через песню.
- Все цыгане невероятно музыкальны, они запоминали слова песен, пели хором, а я играла им на фортепьяно , — говорит учитель, – Постепенно стали осваивать письмо, писала карандашом буквы, он обводили их по прописям, которые размножала на ксероксе. Могу показать вам сегодня их тетради, пишут красиво, многим ставлю пятерки.
А еще учитель все четыре года неутомимо вовлекает своих подопечных во все конкурсы. Они и в фестивалях участвуют, например, выступали на Каринском поле доблести и славы во время акции «Свеча памяти», и в выставках декоративно-прикладного творчества, и в конкурсе цветоводов. Все грамоты и дипломы вывешены в классе на Доске почета. Учитель особо гордится грамотами, которыми школа и администрация поселка награждает учеников и целые цыганские семьи за активную жизненную позицию.
- Я их очень люблю , — говорит Светлана Андреевна Морозова , обнимая учеников, - вы даже не представляете, какие они эмоциональные! Кода я им читаю вслух, они и смеются и плачут, так сопереживают героям книги. Все стихи, что мы выучили за четыре года, они вам без запинки расскажут прямо сейчас. Мне не зря говорят, что я заполнила пустые файлы их свежей памяти. Это очень добрые дети, но их, как и всех современных детей, приходится держать в строгости. Знаю всех родителей, часто бываю в таборе, где мне всегда оказывают уважение. И у меня всегда самые большие букеты цветов на первое сентября!
Детишки, говорящие без акцента, тоже наперебой рассказывали, какая хорошая у них учительница, как они ее любят, и обязательно подарят ей бриллиант, когда вырастут и заработают много денег. В понимании цыганского народа стремление к роскоши — обязательный стимул жизни, ничего не поделаешь – любят они все яркое, дорогое. И это как никто другой понимает учитель музыки и начальных классов Светлана Морозова , которая родилась в Узбекистане, училась в классе, где были дети четырнадцати национальностей.
В завершении нашей встречи цыганские дети спели для меня и сольно, и хором. Пели об осени, о родине, о благодарности взрослым, открывшим для них большой мир.
Светлана Аминова, фото автора