Дина Рубина публикует письма Николая Алексеева

Русская писательница Дина Рубина, лауреат премии «Большая книга» и соавтор «Тотального диктанта»-2013, опубликовала письмо зампреда Союза журналистов Владимирской области Николая Алексеева. Палыч привел Дину Рубину в восторг своим отзывом на ее роман «Русская канарейка». Отзыв, действительно, замечательный. Роман, кстати, тоже.

На своей странице в Facebook Дина Рубина пишет: «Я получаю очень много читательских писем. Среди них есть разные: восторженно-банальные, просто письма-благодарности, сердитые письма с претензиями самых неожиданными… Но есть такие читатели, за одно письмо которых я отдала бы рецензию любого профессионального критика. Это прочтение глубокое, вдумчивое, заинтересованное, неравнодушное. Одно из таких писем мне показалось интересным своим неординарным подходом, и я решила опубликовать его здесь».

Николай Алексеев: Тема широко объявленной слепоты в романе Дины Рубиной «Русская канарейка»

Дина Ильинична!

В конце апреля вечерком я написал Вам коротенькое (в одну страничку) письмо-отзыв на «Русскую канарейку» (речь шла о том, что Леон «ослеп» задолго до плена) и уже ранним утром получил ответ – всего несколько строк, но тёплых и неформальных.

И думал Вас больше не тревожить: Вы мастеровой, отвлекать Вас от работы почти преступление. Но тут появились отзывы Осипцовой и Юдсона. Первый, в общем-то, верный, но не затрагивающий сути (на мой взгляд). Второй поэтичный, восторженный, вдохновенный и… И опять-таки оставляющий впечатление недосказанности. Впрочем, я несправедлив. Для полновесной рецензии на роман в полторы тысячи страниц надо, чтобы выделили изрядный кусок в толстом журнале, а не страничку в тощем еженедельнике. Мне и захотелось написать полноценную рецензию. Но вот вышла «Медная шкатулка» - а значит, «это было книгу назад», как Вы однажды высказались. Поздно, то есть, опоздал.

Только вот один момент не смог замолчать - о том, когда именно Леон был приговорен к слепоте.

Итак, мы начинаем.

Пражское, еще в прологе, самопророчество «кенаря» Леона (лавка, «Ариадна Арнольдовна» рассуждает об ослепленных кенарях в восточных лавках) не единственное. Казах в доме Айи повторяет его. Но и это не все. Есть ещё рассказ Зверолова о лавках, где зрячий кенарь поёт в окружении зеркал – своему отражению, как бы самому себе, и этот мотив возникнет в момент, когда решается судьба Леона – на Ко Джум и Краби.

Так за что же приговорен Леон и где?

За то, что пережал трахею так доверчиво подошедшей к нему Айе, подманенной замшелой домашней песенкой столетней давности? Возможно. Но тогда не было бы восхитительной ночи на пенишете. Тогда не посетила бы Леона дикая мысль, что он ужинает в компании с другим собой. (Парафраз на Санторини: «В конце концов все мы поем песни собственному отражению». И сколько этих отражений он увидит на Ко Джум и Краби!). Тогда бы Айя не выдала ему того, ради которого он сюда и приехал – Казаха.

И тут возникает серьезное испытание для Леона, серьёзности которого он не понимает. Он не понимает, что сведения о Казахе – это испытание для него: отреагирует как частное лицо – спасен, отреагирует как разведчик – предаст Голос Души и получит приговор.

На миг только возникает у него мысль о том, что он свободен отныне, что он частное лицо, к чему так долго стремился. Только на миг… А дальше мы снова видим перед собой разведчика под оперативной кличкой Кенарь. А ведь мог бы похерить айин авиабилет, забрать ее с собой. В самолете он впервые столкнулся бы с обморочным сном Айи - и как бы не злился на нее, он получил бы железный аргумент для конторы: Айя не может быть вашим агентом с такой-то особенностью, которую она ни предвидеть не может, ни сопротивляться ей. И увёз бы ее в Бюсси…

Милосердный автор, понимая разочарование читателей в другом развитии событий, в специальном отступлении («Странный это роман…») утешает нас: жив останется, и мы еще услышим знаменитое верхнее до…

А о том, что приговор вынесен, мы узнаём очень скоро: в сцене встречи с Николь. Когда Леон провожает ее до метро, он получает приглашение в Портофино (приятные люди, все наши клиенты, и русские есть). И заточенный конторой на поиски русского с яхтой не понимает слов Николь! А ведь в веселой легкомысленной приятельской болтовне мог бы выяснить всё, и не понадобилось бы допроса Николь, и там, в кафе у бербера, он в поединке с Натаном и Шаули не был бы так беспомощен. Так и представляется:

- Мы даже не знаем места и времени операции!

- Подумаешь, бином Ньютона! Портофино. 23 апреля. Между прочим, Физик уже 2 или 3 раза заходил в бухту. Груз в штангах, на которые намотаны ковры. А уж сколько надо штанг для «грязнульки», ваши ребята вычислят сами.

И не надо бы было подвергать Айю такому испытанию, как посещение дома Казаха.

Но так не будет. Леон предал Голос Души (а ведь он всегда, с детства, когда боялся вступления к «Реквиему», смутно ощущал путь к спасению – самому стать Голосом Души), только на мгновение вспоминается завет Иммануэля «Не восходи на костер. Не заноси ножа», его тут же затмевает другой – «Убить родэфа». И забывается сказанное Натаном «Это наш прокол…». Мол, мы сами разберемся.

Но нет. Не будет скорости и точности принятия решений. Будет маетное кружение вокруг истины. Будет «слепота». Он не узнал Виная на фото, сделанном Айей в лавке Адиля (хотя был близок! Ох как близок! Но что-то уводило его внимание в сторону...). При "допросе" Айи этот профессионал (из лучших!) так и не спросил, что же готовил в редкие наезды к отцу чудо-повар Гюнтер. В Амьене они с Айей долго обсуждают каменную розу собора - и снова Леон уходит в сторону, не видя очевидного сходства с луковой розой Виная. В доме Казаха он любуется (!) двумя верхними панно: разлученные дева и рыцарь с рубиновыми каплями крови на матово-бледном лице. А когда на ферме в Бюсси он видит преображенную Айю и решает наконец сдать всё конторе - его неудержимо зовет в Портофино голос слепого певца Андреа Бочелли. А разговор по скайпу с Владкой - это уже так, проверка рока, готов ли Артист выйти на сцену для смертельного спектакля. Будет, будет неотменимый путь в Портофино и плен. И Леон увидит черное солнце судного дня…

Зачем? Зачем я все это на Вас вываливаю? Роман написан, изменениям не подлежит, это ж понятно. Просто влюбили Вы в этот бледный росток – Айю, которая вырастет в библейскую Руфь. И еще попробовал изменить ход сюжета и – успокоился: он не подлежит изменению. Всё безукоризненно выверено, всё и все на своих местах. И роман начинает отпускать. Нет, я к нему буду возвращаться, как возвращаюсь и к «Белой голубке Кордовы», и ко многим повестям и рассказам. Просто не будет теперь меня сжигать сожаление, что роман не повернул в другое русло. Русский человек на rendez vous за полтора века не изменился, он неизменно «сбоит» в решающий момент свидания, а спасти его может только женщина. А я просто буду романом наслаждаться, и снова буду ощущать перебои сердца от обещанного автором верхнего до – лучезарного Голоса в беспросветной мгле.

Бог мой, сколько бы еще хотелось сказать. От сопоставления двух ораторий (а в их различии столько смысла!) до таких мелочей, как перекличка материй в разных эпизодах (материя в кафе Вены, сумасшедшей расцветки платье Дилы, занавеска в номере отеля, где шли переговоры об обмене того на этого, друзский шелк). Тема любви и тема чёрной мертвенной бездны. Тема Голоса Души.

И - переклички тем, мотивов, эпизодов, связующих узлов. Канарейки в двух семействах. Монета. Дуэт двух теноров в Одессе и на Санторини. Фото Эськи. Венское кафе. Книга из Дома Этингера. "Стаканчики...". Серенада Леоноры и псалом о Иерусалиме. Грудки...

Много перекличек, связующих столетнюю сагу в единое, органичное целое.

Ювелирно сработанный роман! Оратория с бесчисленными высверками - как огниво о кремень – беззаконных, непривычных и при этом единственно верных сочетаний слов. (Как может быть тирада яростно мелодичной? А ведь понимаешь, что автор хотел выразить!). У Вас удивительно пластичный русский язык и абсолютно точный отбор слов, далеко не обиходных. Цветопись и светопись Ваших романов обрушиваются на читателя, как при входе в зал картинной галереи – или исподволь затягивают, заставляя всё описанное Вами мысленно рисовать.

Ну а музыка в Ваших романах поражает верностью классическому завету: чтобы было понятно дворнику и интересно профессору.

Повторюсь: ювелирно сработанный роман. К этому впечатлению подвигает в первую очередь композиция: при несчётном количестве персонажей и протяженности сюжета почти в полтора века ниточки сюжетных ходов, взаимосвязи действующих лиц (подчас им самим неведомые - как в случае Леон – Муса - Леопольд) тянутся, образуя нечто архитектурно-ажурное. Но стоит потянуть за одну ниточку, колокольчиками отзовутся несколько других. Это не паутина, липкая и ненадежная, ниточки-то титановые. Сработано на века!

Но скажу еще только об одном. Я восхищен не только самим романом. Вы уже четверть века живете в иноязычном для русскоязычного писателя окружении – а Ваш русский язык всё совершеннее! Это головокружительное ощущение – смаковать язык Вашей прозы!

Новых творческих успехов Вам, Дина Ильинична!

С искренним восхищением - Николай П. Алексеев, фрилансер, город Владимир.

https://www.facebook.com/notes/dina-rubina/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D0%BD%D0%B0-rendez-vous-xxi-%D0%B2%D0%B5%D0%BA/1188385021190032

 
По теме
За текущую неделю сотрудниками Отделения Министерства внутренних дел по Киржачскому району зарегистрировано 2 преступления, совершенное в отношении местных жителей с использованием IT-технологий.
Турнир проходит в Минске Виктория СУХОВА фото со страницы Министерства физкультуры и спорта В Беларуси на базе республиканского центра олимпийской подготовки "Стайки" проходят международные соревнования "Легенды гимнастики".
Во Владимире мужчина убил жену ножкой стула и выкинул её труп с 9 этажа - Сетевое издание Владимирские новости Во Владимире мужчина убил жену ножкой стула и сбросил её труп с 9 этажа Следком по Владимирской области сообщает, что в регстолице завершено расследование уголовного дела по обвинению мужчины в убийстве супруги.
Сетевое издание Владимирские новости
IMG-2a1997294813431b95c39e65fd5caf82-V - ЦБС Камешковского района  Сегодня центральная районная библиотека принимала учащихся  начальных  классов  СОШ №1 города Камешково.
ЦБС Камешковского района